Собор Вита в Праге — история и практическая информация




Санкт-Петербург Собор Вита в Праге — история и практическая информация

Темный, полный тайн, здание является считается одним из самых красивых храмов в мире . Это также был один из самых длинных соборов в истории (его строительство было завершено только в 1929 году). Сегодня это место обязательно нужно посетить во всех поездках в Прагу , что неудивительно, учитывая его красоту, историю и многочисленные памятники, собранные внутри.

История пражского собора

Первая церковь в этом районе должна была быть построена в 10 веке святым королем Вацлавом. Небольшое романское здание стало местом вечного упокоения правителя. В 11 веке храм снесли и перестроили в более великолепном виде. Таким образом он просуществовал до четырнадцатого века, когда было принято решение построить новый собор . Его строительство началось в 1344 году. Вскоре к строительству подключился император Карл IV, поместив в церкви королевскую сокровищницу, принеся реликвии и других архитекторов.

Он нанял самого известного из строителей собора Питера Парлера, который кардинально изменил внешний вид здания, придав ему первоначальный облик . Работа была прервана смертью правителя и архитектора.Освятили только неф, построили хор и колокольню. В последующие века были построены королевский мавзолей и галерея Владислава Ягеллончика. В 1619 году Фридрих V передал собор протестантам, которые уничтожили большинство произведений искусства и предметов поклонения, собранных внутри.

Только в 1872 году было принято решение о завершении строительства . Мероприятие возглавляли Йозеф Краннер, Юзеф Мокер и Камил Гильберт. Великие чешские художники той эпохи, в том числе несравненный Альфонс Муха, участвовали в работах внутри церкви . Строительство было завершено в 1929 году. После Второй мировой войны храм был национализирован, и такое положение вещей сохраняется и по сей день (несмотря на протесты представителей католической церкви).

Прочное и пространственное расположение

Видимая издалека церковь издавна очаровывала художников. Милош Урбан писал о ней в своем романе «Тень собора» :

(…) неф с множеством башен и пресвитерий с зарослями контрфорсов напомнил мне деревянную корону, огромную и темную; Фиолетовые деревья высовываются вокруг здания, как кусты, а башни выглядят как деревья со срезанными кронами, с которых кто-то невидимый наблюдает за вами издалека.

Неудивительно, ведь церковь необычна даже для готического собора благодаря двум ее строителям. Первый из них, Матфей Аррасский , спроектировал его по образцу французских храмов, а второй — Питер Парлер изменил некоторые оригинальные решения, чтобы создать необычное здание. Однако вся конструкция сохранила план латинского креста, но использовался сетчатый свод (а не арко-реберный свод, как во Франции), что позволило украсить стены широкими окнами. В соборе три башни , но только одна из них относится к средневековью (две парадные с фасадом построены в 19 веке). Необычны и два входа. Из-за того, что фасад храма не был закончен, в средние века люди входили в храм через так называемые Золотые ворота на южной стороне. Он украшен красивой мозаикой с изображением Страшного суда .

Интерьер состоит из нефа и двух проходов. Алтарь окружен амбулаторией, к которой примыкают некоторые из 22 часовен . Настоящий шедевр, однако,  создает трифорий Питера Парлера (галерея, расположенная на высоте хора). Его отдельные части украшены скульптурами, изображающими членов императорских семей, архитекторов и священнослужителей.

Памятники пражского собора

Прогулка по собору по боковым нефам дает возможность увидеть 22 часовни, построенные в разные эпохи. Самые интересные:

  • Санкт-Петербург Вацлав — многие туристы считают его самым красивым. Он датируется четырнадцатым веком и был построен на месте алтаря бывшего храма . Он отличается красивыми картинами и средневековой фигурой святого. Здесь находится сокровищница с семью ключами (хранящимися у самых важных чешских политиков и священнослужителей) с драгоценностями короны чешских королей и реликвиями .
  • Санкт-Петербург Иоанна Непомуцкого — расположен в амбулатории и первоначально служил надгробием одного из архиепископов. Однако со временем он был посвящен святому Иоанну Непомуцкому, убитому королем за отказ раскрыть тайну признания королевы. Напротив часовни находится красивый мавзолей святого в стиле барокко. Обратите внимание на одного из херувимов, который держит щит с … языком. Это ссылка на чудо, которое совершили епископы, открыв гроб мученика. Все тело, кроме скелета и языка, было разложено. Это должно было доказать, что святитель не открыл вверенных ему грехов. Сюда же были перенесены мощи святого Адальберта (первоначально они находились в часовне мученика, которой сегодня уже нет). Они были разграблены из собора в Гнезно во время вторжения Бжетислава в Польшу (поляки утверждают, однако, что в суматохе чехи взяли не те останки, а Войцех остался в Великой Польше).
  • часовня святых мощей — император Карл считал ее одной из самых ценных. Здесь он собрал собранные реликвии.

К другим памятникам пражского собора относятся:

  • алтарь — происходит из девятнадцатого века и заменил своего предшественника в стиле барокко. По всей видимости, в готическом алтаре была картина Лукаша Кранаха, но она была уничтожена гуситами.
  • императорский мавзолей и царские гробницы — расположены в центре храма. Надгробие XVI века изображает Фердинанда Габсбурга и Анну Ягеллон. Однако настоящие знаменитости покоятся под мавзолеем в королевском склепе. Здесь захоронены останки Габсбургов (Рудольфа I и Рудольфа II), Владислава Погробовца, Ежи Подебрада и, наконец, правителя и основателя собора — Карла IV, любимого Прагой.
  • витражи — периода последней реконструкции . Два из них заслуживают особого внимания: слева витраж работы Альфонса Мухи, изображающий историю Св. Кирилла и Мефодия, а в противоположном проходе витраж с изображением Страшного суда, сделанный другим известным художником Максом Швабинским.
  • колокольня — покрытая куполом в стиле барокко, средневековая башня скрывает самые большие чешские колокола . В том числе знаменитый Зигмунт (самый большой колокол в Чехии, сердце которого разбилось в 2002 году). Вход в него находится за пределами церкви.

Отдел литературы

Есть много указаний на то, что Пражский собор фигурирует в процессе над Францем Кафкой. Хотя город, в котором жил Юзеф К., никогда не упоминается, описание некоторых архитектурных деталей может указывать на этот храм. Это также место действия современного романа Милоша Урбана под названием «Тень собора».

Достопримечательности — практическая информация

Как уже упоминалось, собор ( Собор Святого Вита, Вацлава и Адальберта / чешский — Katedrála svatého Víta, Václav a Vojtěch ) принадлежит государству, поэтому вам нужно заплатить за билет для его посещения .

Без билета попасть можно только в тамбур. Отсюда видны витражи Мухи и Швабинского и главный неф (к сожалению, большинство часовен мы не увидим). Если короткой прогулки по боковым проходам достаточно, и мы не хотим покупать билеты, мы можем пойти на Святую Мессу и остаться в храме после завершения ритуалов (правда, тогда мы не увидим царских гробниц). Посещение во время мессы запрещено.